КРОНШТАДТСКИЙ ЦЕЛИТЕЛЬ
В июне 1990 года у Русской Православной Церкви стало на одного святого больше. Состоялась официальная канонизация Иоанна Кронштадтского, которого многие считали святым еще при жизни.
Имя этого человека мало знакомо современному читателю. Между тем в России конца ХIХ - начала ХХ века он был знаменит. Воинствующие атеисты послеоктябрьской эпохи стремились всячески очернить великого проповедника. Как только его не миновали в атеистических и исторических трудах. Ярлык мракобеса, ярого черносотенца, «артиста императорских церквей» предварял повествования о нем. Но, несмотря на хулу в квартирах верующих, особенно ленинградцев, сохранились портреты этого человека, занимающие почетное место рядом с иконами. Чем же он прославился?
19 (31) октября 1829 года в архангельском селе Сура Пинежского уезда в семье бедного дьячка Ильи Сергиева родился сын, нареченный Иваном. Мальчик от рождения был слаб, часто болел и не обладал особыми наклонностями к ученью. Но в Бога верил он беспредельно, молился часто и самозабвенно. И вот глубокой ночью, во время молитвы пришло к нему ослепительное озарение, его восприятие мира стало совершенно иным, а жизнь обрела неведомый ранее смысл. Карьера, типичная для сына священнослужителя, теперь не только привлекала его, но и сделалась сокровенной целью существования. Мальчик решил стать православным миссионером. Одним из первых Иван окончил духовное училище и первым Архангельскую семинарию. Затем началась учеба в Петербургской духовной академии.
Уже в столице юный академист осознал, что в миссионерской деятельности нуждаются не только язычники Сибири и Америки, но и верующие центральной России. В 1855 году он переступил порог Андреевского собора в Кронштадте, заняв скромную должность рядового священника. Тогда же он, ставший уже Иоанном, женился на дочери местного протоиерея Константина Несвицкого Елизавете. Женился, но сохранил свою девственность. И дело не в том, что жена его была очень тучной женщиной, а к концу жизни, как отмечали современники, даже шарообразной. Воспитанный в духе христианской воздержанности, отец Иоанн, как вспоминал модный столичный врач В.Б. Бертенсон, смотрел на женщин «исключительно с жалостливой стороны». Женщины как таковые в его жизни «никакой роли не играли».
Потом, когда к нему придет всероссийская слава, именно женщины, особенно истеричного типа, будут сопровождать его в поездках к больным и умирающим. Они станут охраной отца Иоанна и глашатаями его целебной силы и святости. Кронштадтский пастырь всегда будет заботиться о женщинах, так и не познав их плоти. На средства отца Иоанна в 1900 году будут основаны и построены женские монастыри в Суре и в Петербурге, на Карповке.
А пока он рядовой священник в соборе, вмещающем пять тысяч прихожан. Рядовой, но необычный. Его проповеди отличались глубиной и простотой, были удивительно доходчивы и душевны. Он прослыл человеком, помогающим неимущим и обездоленным. Прознав о его необычайной щедрости, толпы нищих встречали его не только у храма, но и у гимназии, где он преподавал Закон Божий. Бывало, отдавал он нищим свою одежду и обувь, приходя домой босиком. Не требуя платы, исповедовал больных и престарелых. Бессребреничество проповедника создавало серьезную угрозу для семейного бюджета, и церковное начальство распорядилось выдавать жалованье не ему, а его жене.
Однажды к отцу Иоанну обратились с просьбой помолиться о больном. Когда же он по привычке стал просить у Господа «исполнения над болящим Его святой воли», одна очень богомольная старушка внезапно прервала Иоанна и смело потребовала молиться за выздоровление занедужившего. И больной поправился! Весть об исцелении быстро распространилась по Кронштадту. А когда 20 декабря 1883 года в газете «Новое время» появилась заметка, в которой 15 человек благодарили отца Иоанна за излечение, к кронштадтскому пастырю потянулись тысячи больных.
С того времени жизнь Иоанна Сергиева стала еще более напряженной. В народе его все чаще именовали Иоанном Кронштадтским, а настоящая фамилия упоминалась уже редко. С четырех утра он вел службу в Андреевском соборе от утрени до обедни. Исповедовать простых прихожан индивидуально он теперь не имел возможности. На коллективные исповеди собирались тысячи верующих! Иоанн лечил их молитвами и наложением рук, иногда исцелял по письмам и телеграммам, зачитывая их во время службы. «По телеграфу» вылечил наследника болгарского престола Бориса, за что был награжден орденом этой страны. В основном исцелялись старадающие от нервных и психических заболеваний, но иногда прозревали и слепые, излечивались инфекционные заболевания.
После обеда Иоанн Кронштадтский обычно выезжал в Петербург, где посещал больных и уходящих из жизни. Ему открылись двери всех великосветских салонов. Возвращался в Кронштадт он около 12 ночи, а наутро вновь открывал службу в соборе. Иногда ему просто некогда было спать. Несмотря на это, Иоанн успевал писать книги. Еще при жизни вышло три полных собрания его сочинений, не считая отдельных изданий.
Работоспособность отца Иоанна была удивительна. В богословской литературе она объясняется не иначе как божественным чудом. Однако в свете современных представлений такая трактовка вряд ли имеет право на существование. Ведя аскетический образ жизни, по мере возможности строго соблюдая посты и диеты, пребывая в каждодневных молитвах, отец Иоанн, пожалуй, бессознательно развивал свои биоэнергетические центры, именуемые иногда чакрами. Общаясь проникновенно с Богом во время молитв, он, возможно, ненамеренно входил в состояние динамической медитации. В состоянии медитации включаются многочисленные защитные силы организма, и человек, находясь в нем, не ведает усталости. Вероятно, потому прихожане видели во время службы Иоанна Кронштадтского всегда бодрым и неутомимым. Думается, он был не только хорошим психотерапевтом, как всякий квалифицированный душевный священник, но и, говоря современным языком, сильнейшим экстрасенсом. По оценке известного красноярского экстрасенса Валентины Стужук, замерявшей биополе отца Иоанна по его книге 1894 года издания, энергетический потенциал кронштадтского пастыря составлял 4 миллиона 400 тысяч больших биоэнергетических единиц. Для сравнения укажу, что по тем же данным биополе А. Кашпировского определяется в 2 миллиона 900 тысяч, а А. Чумака - в 2 миллиона 250 тысяч единиц.
Конечно, Иоанн Кронштадтский, несмотря на свои экстраординарные способности, был все же человеком и потому нередко уставал и имел маленькие человеческие слабости. Жена директора кронштадтской гимназии Евгения Козеко вспоминала, что отец Иоанн, часто отлучаясь в Петербург, нередко пропускал занятия или приезжал сильно утомленным и неготовым к ним. Вскоре из-за нехватки времени он прекратил преподавание Закона Божия. Иногда отец Иоанн не прочь был выпить с морозцу высокой марки коньячку,
любил дорогой елисеевский херес с золотым корабликом на этикетке, выпивая, правда, его не более одной рюмки. В дни великого поста, случалось, не отказывался от обожаемого им, но скоромного английского кекса. В салонах знати И. Сергиев вел себя непринужденно и умело беседовал на светские темы.
20 декабря 1908 (2 января 1909) года Иоанн Кронштадтский скончался и был захоронен в основанном им Иоанновском монастыре в Петербурге, на Карповке. Впоследствии многие газеты, в том числе красноярская черносотенная «Сусанин», сообщили, что гробница обладает целебным воздействием. На докладе о смерти И. Сергиева царь Николай II оставил пометку: «Со всеми, почитавшими усопшего протоиерея отца Иоанна, оплакиваю кончину его».
В годы советской власти останки Иоанна Кронштадтского были вынуты из могилы. Где они находятся, сейчас неизвестно. По одной версии, они были сожжены по решению Петросовета, по другой - тайно захоронены на Богословском кладбище. «Я умру, но и после смерти буду говорить», - писал отец Иоанн. Этого очень боялись воинствующие мракобесы от большевизма.

1991 г.


Вернуться назад
Напишите мне


 

Сайт создан в системе uCoz