КАК АЛЕКСАНДР-РЕФОРМАТОР КОММУНИСТАМ ПОМОГ
В национал-патриотической литературе очень активно обсуждается вопрос о роли евреев в октябрьской трагедии 1917 года. Приводятся многочисленные факты, доказывающие, что в руководящем ядре российских революционных партий преобладали именно евреи. Как же так получилось, что этот древний народ оказал такую страшную услугу России?
Замалчивать проблему, как это делалось до самого недавнего времени, уже не имеет смысла. Напротив, информационный вакуум лишь усугубляет межнациональную рознь в нашей России. Сейчас гораздо важнее более детально осмыслить пройденный путь, чтобы не ввергнуться в новую общенациональную катастрофу.
Пожалуй, начать надо с того, что иудеи были изгоями практически во всех многочисленных странах, куда их забросила судьба. Но случился в истории удивительный парадокс. Отсутствие у народа родины способствовало преуспеванию его отдельных представителей. Если еврейский купец ехал в другие страны, он всегда мог рассчитывать на поддержку. Местные еврейские общины, существовавшие во всех цивилизованных частых света, не могли не помочь соплеменнику. В итоге в эпоху первоначального накопления капитала еврейские предприниматели оказались в гораздо более выгодном положении, чем какие либо другие. По подсчетам томского историка Григория Рабиновича, 55 процентов крупной буржуазии России в начале ХХ века были еврейского происхождения.
Законодатели разных стран пытались обезопасить своих граждан от экономической эксплуатации со стороны инонациональных элементов. Скажем, в дореволюционных российских законах и правительственных постановлениях, дававших какие-нибудь экономические льготы, очень часто присутствовала формулировка, что они не распространяются на лиц «не христианского вероисповедания». Во многих странах евреям запрещалось заниматься земледелием. И вынуждены они были жить в основном не в сельской местности, а, следовательно, имели и больше возможностей приобщаться к образованию и прочим достижениям мировой культуры. Законодательные запреты на деле способствовали умножению культурного генофонда этого народа.
Национальное очень часто перекликается с социальным. В России у очень многих слово «еврей» ассоциировалось с эксплуататором. Для бытового антисемитизма существовала и широкая социальная основа, порой проявляющаяся в самых причудливых формах.
Однажды в иркутском госархиве томский историк Василий Зиновьев показал мне удивительный документ. На золотом прииске произошла забастовка. Приехавший на горный прииск исправник упек на несколько дней в тюрьму хозяина прииска, хотя по существу вопроса не правы были рабочие, поскольку именно они нарушили условия трудового договора. Сказалось еврейское происхождение предпринимателя.
Однако, может быть, не ринулись бы евреи в революцию, если бы не случилось 1 марта 1881 года убийство царя Александра II. Покойный царь прослыл реформатором, его преобразования всколыхнули всю Россию, дали ей простор для роста. Но, разумеется, они пришлись по душе далеко не всем жителям империи. Александр III встал перед дилеммой, решенной в пользу начала контрреформ.
И одним из краеугольных камней контрреформации стал воинствующий национализм. Издревле опорой самодержавной власти считалось православие. Новый самодержец решил искать в нем спасение для России. За тринадцать лет его царствования в основном за казенный счет было построено около пяти тысяч церквей. Одновременно правительство всерьез занялось русификацией, особенно на западных окраинах страны. В Прибалтийском крае было введено делопроизводство только на русском языке, позднее нерусские языки были вообще изгнаны из школ. Совсем не случайно именно латышские стрелки станут в 1917-м году главной военной опорой большевиков...
Русификаторская политика достаточно активно велась и на территории современной Польши и прилежащих к ней губерний, где, как известно, проживала основная часть еврейского населения России. В 1882 году евреям вновь запретили в пределах черты оседлости (ограниченной рамками пятнадцати западно-российских губерний) проживать в сельской местности. В 1887 году была введена для еврейских детей процентная норма при поступлении в высшие учебные заведения. На фоне послаблений, сделаннных в еврейском вопросе Александром II, эти меры выглядели слишком контрастно. Для многих юных евреев закрывались легальные пути для жизненного самоутверждения через карьеру. Конечно, была возможность стать выкрестами - сменить иудаизм на православие. Но далеко не все могли пойти на смену «своего закона». И если в 70-е, а тем более в 60-е годы среди российских евреев революционеров практически не числилось, то в 80-е годы еврейская молодежь хлынула во всевозможные революционные организации.
Любопытное свидетельство на этот счет можно обнаружить в воспоминаниях графа С.Ю.Витте: «Все это (произвол в отношении евреев. - В.П.) способствовало крайнему революционированию еврейских масс, и в особенности молодежи... Из феноменально трусливых людей, которыми были почти все евреи лет тридцать тому назад, явились люди, жертвующие своей жизнью для революции, сделавшиеся бомбистами, убийцами, разбойниками... Конечно, далеко не все евреи сделались революционерами, но несомненно, что ни одна национальность не дала в России такого процента революционеров, как еврейская».
По существу, санкционированный народовольцами и царским правительством массовый приход евреев в революцию сыграл пагубную роль не только для нашей державы. Евреи, имеющие соплеменников во всех концах света, гораздо более интернациональней, чем любая другая нация. Страна, в которой их особенно жестоко лишали обычных гражданских прав (дошло до того, что выехавший легально за границу еврей не имел права вернуться домой), не могла стать полноценной родиной. Это стало одной из причин широкого распространения именно в российской среде марксистской идеи мировой революции.
Коммунистическая революция в России имела страшные последствия для мира. Еще не пришедшая в себя после мировой войны зарубежная Европа увидела перед собой мощного воинственного исполина, жаждущего зажечь мировой революционный пожар. И очень многие защиту от интернационализма большевиков увидели в национализме в самых радикальных его формах. 1917 год в России стал одной из существеннейших причин зарождения национал-социализма.
Первоначально фашизм не имел антесемитского оттенка. К итальянскому фашизму он как-то не привился. Однако в Германии, где наиболее сильны были марксистские традиции и где деятели Коминтерна наиболее активно пытались «раздвинуть» пролетарскую революцию, антисемитизм стал одной из составляющих национал-социализма. Вполне закономерно, что для очень многих интернациональный коммунизм чудился в национальных еврейских красках. Вольно или невольно революционеры, убившие русского царя, помогли народиться на свет коммунизму и национал-социализму.
Истоки современного национального экстремизма в России, как по сей день считают многие, кроются в сталинской национальной политике. Однако при более внимательном изучении проблемы отчетливо улавливается и связь между марксистскими догмами о мировой революции и нашими межнациональными проблемами. До революции в официальном лексиконе не существовало такой национальности - «русский». Владимир Ленин, например, заполняя анкеты уже в годы советской власти, в графе «национальность» писал, что он «великорусс» (см.: ПСС, т. 44, с. 284). Превращение самого большого народа страны в «прилагательные» носило в себе и символический смысл приобщения к мировому пролетарскому государству в будущем. Ведь не секрет, что в двадцатых годах среди коммунистов термин «патриот» считался ругательным. Идеология интернационализма, сковав национальное самосознание, по сути дела, стала одной из причин современных межнациональных распрей, которые вызревают уже во многих концах России.
Однако важна сама по себе даже не констатация сложных связей между радикализмом, национальной политикой и политическим самочувствием общества. Главное заключается в том, что любая подвижка во взаимоотношениях между различными народами может иметь непредсказуемые последствия. Всякий неосторожный шаг, включая и деятельность наших национальных патриотов, движимых, может быть, самыми благими намерениями, найдет свой отголосок. А нам жить именно в этой стране.

1993 г.


Вернуться назад
Напишите мне


 

Сайт создан в системе uCoz