СИБИРСКАЯ ПРОГРАММА СТОЛЫПИНА
14 апреля 1862 года в Дрездене появился на свет божий младенец, нареченный Петром. И не подозревали сибирские крестьяне и переселенцы, что затеет тот ребенок, Петр Аркадьевич Столыпин, возмужав, великую реформу и попытается сделать их реальными земельными собственниками.
ПРОТИВНИКИ. Нельзя сказать, что именно Петр Столыпин был автором идеи фермеризации России. Имелись у него по этой части предшественники. При Александре III, с 1881 года министром финансов России был назначен Николай Христианович Бунге. Царь таким решением очень даже не прогадал. Умнющего человека, лидера Киевской школы экономистов в большие люди вывел. Однажды сказал Бунге на заседании Государственного совета: «Дайте в собственность скалу, и вам сделают плодородную долину, дайте плодородную долину в пользование, и она обратится в пустыню». Всецело ратовал он за крестьянскую частную собственность на землю. Но сторонники Константина Победоносцева тогда еще сильнее были. Почти вся дворянская братия при престоле не желала с крестьянской общиной расставаться. Видели в ней многие государственные мужи основу сохранения существовавшего политического режима.
Более или менее благоприятные политические условия для приватизации земли в России сложились в годы первой русской революции. Однако правоконсервативное окружение царя, преобладавшее в верхней палате российского парламента - Государственном совете, ожесточенно саботировало многие начинания Петра Столыпина. Ситуация осложнялась тем, что имевший большой вес в Госсовете первый председатель Совета министров Сергей Юльевич Витте не простил Столыпину восхождения на этот пост. Многие благие начинания Столыпина блокировались также Государственной Думой, застревая в ее комиссиях и подкомиссиях. В этой обстановке Столыпин вынужден был аграрную реформу проводить поэтапно. Лишь 14 июня 1910 года российские крестьяне центральных губерний получили полные законные основания к выделению из общины и ведению фермерского хозяйства на собственной земле. Действие закона не распространялось на Сибирь. Этот регион обладал особенностями, исключавшими применение в нем общероссийского законодательства.
СИБИРСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. В Сибири почти не было помещичьего землевладения. На Алтае и в Восточном Забайкалье собственником земли являлся Кабинет его императорского величества. Особый земельный статус имели земли Сибирского и Забайкальского казачьих войск. Основная же часть земель находилась в юридической собственности государства. Сибирские крестьяне в ХIХ веке обладали большими возможностями в эксплуатации земли. Случаи, когда они продавали государственную, по юридическому признаку, землю, встречались очень часто. Сдача же крестьянами земель в аренду наблюдалась повсеместно. Лишь в 1896 - 1898 годах были приняты законы о поземельном устройстве сельского населения на государственных землях Енисейской, Иркутской, Томской и Тобольской губерний. В 1900 - 1902 годах вышли законы о поземельном устройстве и в Забайкалье. На каждое старожильческое село отводился земельный надел из расчета 15 десятин на душу мужского пола, а при наличии лесов разрешалось выделять крестьянам и трехдесятинные лесные наделы. По такой же норме земля предоставлялась и переселенцам. Крестьянские земли и леса по-прежнему оставались в юридической собственности казны. Последнее, кстати, в немалой степени облегчало организацию массового переселения крестьян в Сибирь в годы столыпинской аграрной реформы.
ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ. В конце августа - начале сентября 1910 года премьер-министр вместе с главноуправляющим землеустройством и земледелием Александром Васильевичем Кривошеиным совершил двухнедельную поездку по Сибири. По итогам поездки Столыпин и Кривошеин составили на имя государя императора записку, вышедшую впоследствии отдельной книгой.
В ней была выдвинута комплексная программа ликвидации общины и перехода к частной земельной собственности в Сибири. Прежде всего, предлагалось при землеустройстве отводить наделы селениям старожилов и переселенцев края не в пользование, а в собственность. Для того чтобы крестьяне могли переходить к единоличной собственности, ставилась задача осуществления внутринадельного межевания. В самых же благоприятных для заселения районах планировалось приступить к продаже земель переселенцам.
Эта мера диктовалась отнюдь не фискальными интересами. Дело в том, что переселенцы особенно охотно селились в сравнительно густонаселенных районах Западной Сибири. Правительству же важно было направить переселенческий поток и в менее благоприятные для земледелия лесистые участки Восточной Сибири. Столыпин и Кривошеин понимали, что «сплошь земледельческая и сплошь крестьянская» Сибирь не сможет по-настоящему быстро и успешно развиваться. Не имея права купить землю, сибирские предприниматели вынуждены были арендовать ее у казны или крестьян, впадая тем самым в зависимость от поворотов аграрной политики правительства и настроений сельских обществ.
Важно было оказать крупномасштабное содействие приливу в Сибирь капитала. Поэтому в записке ставилась задача создать условия для образования, наряду с мелкокрестьянской, и крупной частной земельной собственности, снятия сословных ограничений при продаже и сдаче в долгосрочную (до 99 лет) аренду крупных земельных участков.
В целом, столыпинская программа приватизации земли была направлена на стимуляцию аграрного капитализма и в перспективе могла стать мощным источником экономического роста Сибири. Способствовать этому процессу должны были и предложенные в записке меры, направленные на обеспечение аграрного сектора экономики надежными рынками сбыта. В частности, предусматривалось широкомасштабное строительство новых железных дорог, усовершенствование таможенной политики, отмена так называемого Челябинского перелома тарифа, резко затруднявшего сбыт сибирского хлеба в центре страны при вывозе его по железной дороге.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ. В конце 1910 - начале 1911 года в Государственную думу поступило из правительства три законопроекта, направленных на приватизацию земли в Сибири. По проекту о поземельном устройстве крестьян и «инородцев» на казенных землях края земля предоставлялась сельскому населению в собственность без выкупа. Особый законопроект регулировал отвод переселенцам в частную собственность хуторских и отрубных участков, причем в лучших для заселения районах земля отдавалась за деньги, а в остальных - бесплатно. Наконец, специальным проектом снимались ранее существовавшие по закону 8 июня 1901 года ограничения при продаже и льготной аренде (с правом выкупа) крупных участков казенной земли. Арендовать землю на таких условиях могли уже не только потомственные дворяне, но и лица других сословий. Однако убийство в сентябре 1911 года Петра Столыпина резко осложнило реализацию намеченной программы. Тормозом к ее осуществлению стала также деструктивная позиция крайне правых и крайне левых партий. С началом же мировой войны рассмотрение указанных законопроектов в комиссиях Государстенной думы было прекращено вовсе.
ВНУТРИНАДЕЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ. Вместе с тем, правительство проводило политику, объективно подготавливающую введение частной земельной собственности в Сибири. С конца 1910 года резко ускорились работы по внутринадельному межеванию сибирского сельского населения с последующим его выходом на хутора и отруба. В центральной России этот процесс пошел с 1906 года, но через десять лет только 2,3-2,4 миллиона крестьянских хозяйств из 14,6 миллиона вышли из общины. В Сибири же к 1916 году 290 тысяч старожильческих дворов, то есть примерно четвертая их часть, возбудили ходатайства о внутринадельном межевании. И почти каждый десятый домохозяин из их числа успел стать единоличником. Казенных землемеров не хватало. Но это не смущало сельское население. Приняв соответствующее решение на сельском сходе, крестьяне, особенно в наиболее густонаселенной Западной Сибири, очень часто нанимали первых попавших частных землемеров, платили им втридорога ради того, чтобы быстрее поделить землю... Поэтому можно сказать, что основная масса сибирских крестьян, имевших на то право, одобрила курс Столыпина на ликвидацию общины. Итогом работ по внутринадельному межеванию старожильческих угодий стало создание к 1917 году 72 тысяч хуторов и отрубов на площади 2,6 миллионов десятин земли.
Однако наиболее горячими сторонниками хуторов и отрубов были все же переселенцы. Им было проще. Они начинали жизнь на новой земле, где еще не успело сложиться общинное землепользование. Если старожилы имели право заняться внутринадельным межеванием только после проведения на их угодьях поземельного устройства по законам конца 1890-х, то переселенцам этого можно было не ждать. В итоге к 1 января 1916 года внутринадельное межевание в Енисейской губернии было завершено в 118 поселках, из них только три поселка были старожильческими, а остальные являлись переселенческими.
УЧАСТКИ ПОД ПРОДАЖУ. В конце 1912 года правительство разработало правила о сдаче за Уралом в аренду переселенческих участков, предназначенных для продажи. По условиям аренды, утвержденным 30 марта 1913 года Александром Кривошеиным, отведенные для этой цели участки «впредь до издания закона» об их продаже, сдавались зажиточным переселенцам без торгов с последующим правом выкупа земли. Уже в 1913 году в Тобольской губернии, Акмолинской и Тургайской областях было заготовлено 3.869 таких участков с общей площадью 134.479 десятин, а 371 из них (14.120 десятин) сдан в аренду. Однако, отправив на мировую войну своих главных работников, переселенческие хозяйства на предназначенных для продажи участках не успели окрепнуть. Скажем, к 1917 году около половины из них в Тобольской губернии имели крупные недоимки по арендной плате.
КУЛЬТУРНОЕ СКОТОВОДСТВО. 29 января и 15 февраля 1913 года министр юстиции Иван Щегловитов и главноуправляющий землеустройством и земледелием Александр Кривошеин утвердили временные правила о сдаче в аренду в Азиатской России участков казенной земли для коневодства и скотоводства. В соответствии с правилами земля сдавалась в льготную аренду без торгов на срок до 36 лет «преимущественно обеспеченным скотоводам, независимо от сословного происхождения». Война помешала широкому применению правил. К 1917 году в Иркутской, Енисейской, Тобольской и Томской губерниях из заготовленных под культурное скотоводство 55 участков общей площадью 168,4 тысячи десятин, лишь 17 участков с площадью 82,7 тысяч десятин было сдано в аренду.
Наиболее крупным овцеводческим хозяйством указанного типа являлось товарищество Сибирских экономий Алексеева и Четверикова, арендовавшее в 1917 году в Енисейской губернии в четырех участках 57,2 тысячи десятин земли. Наиболее крупный из этих участков располагался близ целебного озера Учум в современном Ужурском районе. Товарищество имело 330 рабочих и служащих и содержало около 40 тысяч голов высокопородных овец-мериносов. Уже в годы советской власти на основе этого хозяйства была выведена особая порода тонкорунных овец, не уступающая мировому уровню. В целом, правила об аренде казенной земли под культурное скотоводство, безусловно, способствовали приливу капитала в сельское хозяйство Сибири.
ГОРОД. Немалое значение для предпринимательской деятельности и нормализации земельных отношений в торгово-промышленных поселках имели также утвержденные 20 февраля и 6 марта 1913 года Иваном Щегловитовым и Александром Кривошеиным правила о сдаче в Азиатской России (без Дальнего Востока) участков казенной земли под застройку в железнодорожных и иных поселках городского типа. В соответствии с правилами, усадебные участки сдавались без торгов в 36-летнюю аренду с правом выкупа земли при преобразовании поселка в город. Благодаря правилам жители поселков городского типа получали более прочный земельный статус, ибо ранее они находились в значительной зависимости от чиновников казенного ведомства, имеющих право фактически в любое время повысить арендную плату. В конечном счете, эта правительственная мера могла стать основой для введения частной земельной собственности и в поселениях городского типа.
Таким образом, Столыпин и его преемники сумели лишь провести ряд подготовительных мер к созданию частной земельной собственности в Сибири.

1997 г.


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Вернуться назад
Напишите мне


 

Сайт создан в системе uCoz