РЕФОРМА: АРГУМЕНТЫ СЕВЕРНЫХ ГЛАВ

Существующие нормативы и принципы распределения средств местным бюджетам явно недостаточны для нормальной бюджетной обеспеченности большинства северных территорий края. К такому выводу пришли на своем общем собрании члены общественной организации «Ассоциация глав северных территорий Красноярского края», состоявшемся 19 апреля. Члены Ассоциации предложили Совету администрации и Законодательному собранию края выйти с законодательной инициативой в Государственную думу по разработке системы государственной поддержки системы местного самоуправления, внесения соответствующих изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, другие федеральные законодательные акты.

С основным докладом на этом собрании выступил глава Мотыгинского района Виктор ЗВАНЦЕВ. К нему я и обратился за комментариями.



ЛЕС И ЭКОЛОГИЯ

-- Виктор Андреевич, неужели бюджетная обеспеченность органов местного самоуправления на Севере настолько плоха, что без вмешательства федеральной законодательной власти не обойтись?

-- Речь идет не просто о том, что органам местного самоуправления северных территорий не хватает денег для обеспечения своих функций. Речь идет о том, что правила межбюджетной игры, обусловленные федеральным законодательством, фактически не способствуют тому, чтобы местное самоуправление было эффективным. А это создает проблемы и для населения.


Особенно больная тема – лесной комплекс. Сами посудите. На три северных района Нижнего Приангарья -- Кежемский, Богучанский и Мотыгинский -- приходится почти половина заготавливаемого в крае леса (4,2 млн. кубометров из 9 млн.). Разработка лесов до самого последнего времени была важным слагаемым пополнения местных бюджетов. Сегодня же мы, муниципальные образования, полностью исключены из схемы управления лесным комплексом. Лесные подати и налоги целиком уходят в федеральную казну. Нетрудно догадаться, что подобное отчуждение местной власти от лесов вряд ли может быть эффективным, с точки зрения и лесоохраны, и предупреждения лесных пожаров, а также прочих напастей. Поэтому мы и предложили краевой власти сформулировать соответствующие вопросы для Государственной думы. По нашему мнению, органам местного самоуправления необходимо оставлять хотя бы порядка 5-10% лесных платежей и сборов.

Нуждаются в пересмотре и вопросы, связанные с экологическими платежами.

Сегодня, к примеру, в Мотыгинском районе разработку недр ведут 14 предприятий. Мощные карьеры есть у Горевского ГОКа, золотодобывающей компании «Полюс» (работающей на одном из наших угольных месторождений), Северо-Ангарского ГОКа и других предприятий. Понятно, что эти предприятия не могут не наносить экологического ущерба территории. Однако правила межбюджетной игры таковы, что сегодня этот ущерб не восполняется. Его просто не на что восполнять. Так, по итогам прошлого года, все эти предприятия горного профиля заплатили в бюджетную систему всех уровней около 50 млн. рублей, нашему же району из этой суммы досталось всего лишь немногим более миллиона. Вот и получается, что дым и грязь -- нам, а деньги – в основном федеральному дяде. Все экологические платежи уходят в Федерацию. А она нашими экологическими проблемами не очень-то интересуется.


Как раньше выглядела ситуация? Эти же предприятия платили деньги в экологический фонд. Средства фонда делились в следующей пропорции: 50% уходило в Федерацию, 20% доставалось краю, а 30% -- территориям. Наша Ассоциация предлагает, чтобы на территории оставалось порядка 15-20% экологических платежей. По нашим оценкам, этих денег хватит для того чтобы восполнять наносимый горными разработками экологический ущерб.



-- А что, сейчас он не восполняется?

-- Конечно нет. На эти цели сегодня у предприятий просто нет денег. Раньше экологические деньги оставались на территории, мы их не забирали у предприятий. Предприятия оказывали территории какие-то услуги за эти деньги. Не только занимались рекультивацией земель, но и дороги, например, содержали.

Всем известно, что экология существенно влияет на здоровье человека. Так вот. В нашем районе в последнее время резко возросло число онкологических заболеваний, астма также набирает силу. Причины? Возможно, одна из них заключается в том, что у нас вскрыто Горевское свинцово-цинковое месторождение, Верхотуровское месторождение ниобия и другие. Формальных оснований для беспокойства вроде нет. Радиационный фон на этих месторождениях в пределах нормы. Но когда за пять лет число заболевших раком вырастает на более чем 60%, это не может не беспокоить. Необходимо проводить предварительное обследование здоровья людей, организовывать профосмотры. А на какие, извините за резкость, шиши?

Может помочь решению наших проблем и увеличение части налога на прибыль, идущей в местные бюджеты. Так, в 2005 году в Мотыгинском районе очень хорошо сработал Ново-Ангарский горно-обогатительный комбинат, осваивающий свинцово-цинковые руды Горевского месторождения. По итогам года, это предприятие получило 109 млн. чистой прибыли. Из этих денег в виде налога на прибыль району досталось 1 млн. 640 тыс. рублей, остальная часть, 31 млн. 300 тыс. ушла в край. Мы просим пересмотреть процент налога от прибыли, оставляемый на территории, оставлять нам порядка 10-12% налога по этой позиции.



СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ: РЕЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

-- Северный завоз всегда был для вашего и смежных районов больной темой. Есть ли рецепты к решению этой проблемы?


-- Годовой бюджет Мотыгинского района составляет порядка 320-330 млн. рублей, из них 50-70 млн. рублей тратится на то, чтобы завезти в район на зиму твердое топливо – уголь и ГСМ. Примерно одна пятую, одну шестую часть своего бюджета выделяют на эти цели и другие северные территории края. По какой схеме мы сегодня работаем? Нам дают субсидии на северный завоз, потом мы эти деньги возвращаем в край. Деньги на эти цели закладываются в тарифы жилищно-коммунальных услуг, часть денег также погашается из фонда финансовой поддержки территорий, то есть из краевого бюджета. Мы, живущие на северных территориях, давно подошли к уровню предельных цен на услуги ЖКХ. Дальше поднимать нельзя. Тарифы вполне достаточные, и все равно собственных средств на восполнение жилищно-коммунального комплекса не хватает. Поэтому вопрос северного завоза для нас принципиальный. Раньше, при советской власти, эта проблема решалась таким образом. Нас субсидировало государство в виде субвенций, то есть давало денег под наш заказ ровно столько, сколько требовалось для завоза. Сегодня по этой схеме еще продолжают работать Таймыр и Эвенкия. Красноярский край со времен Александра Ивановича Лебедя работает уже на субсидиях, то есть, мы эти деньги возвращаем в край.

Наша Ассоциация предлагает два варианта решения проблемы. Первый -- сконцентрировать деньги в крае при финуправлении и службе государственного заказа. Пусть служба госзаказа проводит конкурсы, определяет с их помощью поставщиков угля и ГСМ, а также транспортные компании, которые будут доставлять эти грузы на территории. Наша задача при таком подходе очень проста: определить, сколько и чего надо завезти, а потом дать подтверждение – завезено или нет. И второй вариант – это вернуться к схеме завоза, которая существовала до прихода в край Александра Лебедя.



КАК ДЕЛИТЬ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

-- В чем суть ваших предложений по, скажем так, переделу подоходного налога?

-- Раньше нам на территории оставляли 67% подоходного налога, 33% забирал край. Затем районным муниципальным образованиям оставили 20%, поселковым тоже 20%, а в целом доля органов местного самоуправления «в этом налоге» стала равной 40%. По такой схеме мы отработали четыре года. С 2005 года схему поменяли: 10% оставили поселениям и 30% отдали нам. В этом преобразовании я лично никакого смысла не вижу. С началом реформы местного самоуправления роль поселковых муниципалитетов выросла, полномочий у них стало больше. Как же они будут выполнять свои функции, если деньги под эти полномочия ушли в районы?



БУРНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ РОСТ

-- Получается, вы выступаете за то, чтобы у вас как у районного уровня местного самоуправления стало меньше денег. Неужели вы так богаты?

-- Я бы не сказал, что все у нас по части доходов хорошо. Если раньше доля собственных налогов в бюджете Мотыгинского района составляла порядка 25-26%, то в 2006 году она должна снизиться, пожалуй, до 16%, так как у нас забрали значительную часть налоговой базы. Однако в целом ситуация улучшилась. Если четыре года назад Мотыгинский район был должен по кредитам финансовому управлению Красноярского края 48 млн. рублей, то по состоянию на 1 января 2006 года мы с ним рассчитались полностью. Главная причина этого успеха, конечно же, бурный промышленный рост в районе, составивший, по итогам 2005 года, 30%. При этом средняя заработная плата выросла на 35,6%. Прибыль же предприятий возросла в целом по району в 4,56 раза! Сегодня у нас 14 прибыльных предприятий. Особый импульс придал экономике района запуск в конце прошлого года Васильевского рудника. Для сравнения: в 2002 году в районе было только одно прибыльное предприятие Северо-Ангарский горно-обогатительный комбинат.

Конечно, сказалась и экономическая конъюнктура, но не без гордости могу сказать, что и администрация района приложила немало сил, чтобы промышленный рост состоялся. Четыре года назад мы собрали всех руководителей предприятий, выяснили их проблемы, обговорили правила игры. Администрация Мотыгинского района пошла навстречу бизнесу по ряду позиций. Один из наших рычагов – использование коэффициента К2 при выстраивании налоговых взаимоотношений с предприятиями. Местный совет вправе устанавливать этот коэффициент от 1 до 10. Если цена платежа за пользование 1 гектаром земли при коэффициенте 1 равна 1326 рублей, то при коэффициенте 10 -- уже более 13 тысяч рублей. Мы сделали мягкую таблицу. Те предприятия, которые посильнее, загрузили, тем что слабее -- дали налоговые поблажки.

Взять, например, Ангарскую геолого-разведочную экспедицию. По этой схеме мы дали ей бюджетный кредит в виде топлива с расчетом за него в течение года. И это старейшее предприятие района, лежавшее на боку, за три года утроило добычу золото. Другое стабильно работающее предприятие Горевский ГОК. Здесь также использовалась подобная схема. В 2002 году комбинат был должен бюджетам всех уровней 17,5 млн. рублей. Мы расписали с ним на пятилетку график погашения долгов при твердом условии, что комбинат регулярно гасит текущие платежи. На сегодня его долг перед бюджетной системой уменьшился на 5,5 млн. рублей. Все довольны, предприятие поднимается, начало вести жилищное строительство в поселке – это о чем-то говорит!

Вообще, подобные проблемы должны решаться на каждом уровне. Именно поэтому, говоря о межбюджетных отношениях, я настаиваю на том, чтобы была увеличена доля средств, идущих на исполнение функций местного самоуправления на поселковом уровне. Крайне важно, чтобы поселковые власти имели ресурс для того, чтобы эффективно влиять на экономическую деятельность предприятий зоны своей юрисдикции.



РЕФОРМА ЖКХ

-- Удалось ли вам реформировать в районе систему жилищно-коммунального хозяйства?

-- В значительной мере да. В 2002 году на поддержание системы ЖКХ из бюджета района было выделено 85 млн. рублей, то есть более трети его расходной части. В 2005 году эта цифра составила всего лишь 36 млн. рублей. За счет чего достигнута такая экономия средств? В 2002 году в районе действовало восемь предприятий жилищно-коммунального хозяйства, каждое имело свою контору, директора, снабженцев и так далее. После того как меня избрали главой района, в этой отрасли мы провели реформы. Вместо восьми оставили три предприятия. Но снабжение оставили за одной организацией. Создали службу заказчика, которая для всех предприятий закупает все необходимое по одной и той же цене: и трубы, и батареи, и насосы, и так далее. Во-вторых, мы привели в соответствие штатное расписание предприятий ЖКХ. Раньше доходило до абсурда. В том же Раздолинске, поселке втором по численности населения после Мотыгино, на 12 слесарей было 4 мастера! Предприятие, конечно, работало. Но с рубля произведенной продукции 67 копеек уходило на заработную плату . Сегодня у нас этот показатель 31,8 копейки. Зарплаты при этом выросли. Средняя зарплата по Мотыгинскому району составляет 8700 рублей, что более чем в два раза выше уровня 2002 года (4000 руб.), средняя же зарплата работников системы ЖКХ -- 6800 рублей. Мало того, в 2002 году бюджет Мотыгинского района был должен жилищно-коммунальному комплексу 25,2 млн. рублей заработной платы. На 1 января 2006 года осталось 8,5 млн. старых задолженностей 2001 - 2002 годов. То есть мы регулярно платим текущую заработную плату и гасим задолженность, которая пока еще есть.



Владимир ПАНТЕЛЕЕВ

Газета «Экономика и жизнь — Сибирь», 2006, май, № 7-8(252-253)





 


Сайт создан в системе uCoz