НЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕГ ГЛАВНОЕ
Роль застрельщика последующей дискуссии выпала на депутата Государственной думы Валерия Зубова. Отметив, что абсолютно правильно выбраны направления, по которым разработаны национальные проекты, он все же довольно скептически оценил их перспективы. В частности, говоря о национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», он сказал, что необходимо акцентировать внимание не на том, сколько денег будет выделено из бюджета на поддержку сельского хозяйства, а менять налоговую систему так, чтобы «резко изменить привлекательность сельского хозяйства для инвестиций». «Невозможно сегодня решить проблемы сельского хозяйства, всей цепочки переработки, если у нас в стоимости одного литра бензина 80% налогов», - сказал Валерий Зубов. – «Надо сокращать налоговую нагрузку на те виды продукции, которые являются затратными для переработки, включая сельское хозяйство».
Серьезным тормозом для реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», Валерий Зубов назвал цены на недвижимость. По его словам, средняя себестоимость одного квадратного метра жилья в России составляет 10 тыс. рублей, а средняя продажная цена – 20 тысяч рублей. Рыночная стоимость жилья искусственно надувается так называемыми транзакционными издержками, то есть взятками. В итоге, по словам Валерия Зубова, сегодня только порядка 7-8% населения подпадает под возможность получения ипотечного кредита. Если бы цена жилья была хотя бы в полтора раза ниже, то тогда уже 30% населения смогли бы воспользоваться ипотечным кредитом.
По мнению Валерия Зубова, в системе образования сегодня «никаких реформ не происходит». «До сих пор в стадии эксперимента единый государственный экзамен. Два года назад теневой денежный оборот в высшей школе составлял 50%, сейчас уже 60%. То есть ситуация только ухудшается».
Подводя итог сказанному, Валерий Зубов сказал: «У нас очень тяжелая модель развития экономики. Национальные проекты решают только одну и далеко не самую важную, не преобладающую количественно часть проблем, которые накопились в социальной сфере». По мнению Валерия Зубова, при реализации национальных проектов основной упор необходимо не на распределение денег, а на разработку механизмов, благодаря которым в отрасли, для которых эти проекты разработаны, пойдут всерьез деньги из внебюджетных источников, в том числе кредитные ресурсы.
ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Продолжая тему, член Совета Федерации Вячеслав Новиков высказал мнение, что федеральная нормативно-правовая база вполне достаточна для участия банков и страховых компаний в реализации национальных проектов на региональном уровне. Так, механизм финансирования проектов аграрно-промышленного комплекса правительством принят. Но люди просто физически не могут получить кредиты в Россельхозбанке, имеющим не очень широкую филиальную сеть. Поэтому для решения задачи, по мнению сенатора, надо либо устраивать некий пул банков, либо увеличивать количество соответствующих отделений Россельхозбанка. «Дьявол, как обычно, таится в деталях», - подытожил Вячеслав Новиков.
Однако заместитель губернатора края Александр Новак не согласился с мнением сенатора. По его мнению, налицо существенные пробелы в федеральном законодательстве. Так не решены вопросы залога земель. Его поддержал депутат Законодательного собрания края Валерий Семенов, обратив внимание на то, что сегодня федеральное законодательство не достаточно чётко прописывает схему выделения земельных паев и их оформление. Федеральные структуры, которые призваны производить юридическое и техническое оформление земельных участков работают не безвозмездно. Платит население. «Суммы такие, что более половины населения Красноярского края не могут себе позволить землю оформить», - подчеркнул Валерий Семенов.
Развивая тему, руководитель Главного управления Банка России по Красноярскому краю Петр Гнатюк отметил, что сегодня банки готовы выдавать кредиты, но у этой готовности есть свои пределы. Главная проблема – лишь сравнительно небольшая часть населения обладает необходимым достатком, для того, чтобы по этим кредитам расплачиваться. «Сегодня нет очередей в банках», - сказал Петр Гнатюк.
Вместе с тем, как стало ясно из выступления Сергея Бердоусова, заместителя генерального директора Красноярского фонда жилищного строительства, число ипотечных кредитов, выдаваемых по линии федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в последние месяцы существенно выросло. «Если в прошлом году мы выдали 150 ипотечных кредитов, то сейчас выдаем порядка 60-70-и кредитов в неделю», - сказал Сергей Бердоусов. На сегодня фонд жилищного строительства сотрудничает с семью банками. Причем порядка 80% кредитов выдается через региональные банки.
Объясняя причины роста ипотечного кредитования, Сергей Бердоусов сказал, что, прежде всего, сыграли свою роль меры, которые были направлены на снижение процентной ставки, и, безусловно, на демократизацию процедур, связанных с выдачей ипотечных кредитов.
КОНКУРСЫ БЕЗ КОНКУРСОВ
«Национальные проекты – это все-таки государственный заказ, - сказал, вступив в разговор, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Харченко. – Принятый в июле 2005 года федеральный закон №94 о госзаказе предполагает состязательность, соответственно удешевление каких-то расходов государства на получение приоритетных ресурсов. Однако в реальности он привел ровно к обратной ситуации. В соответствии с законом, если поступила одна заявка, конкурс объявляется несостоявшимся, контракт составляется с единственным, тем, кто надлежащим образом составил эту самую заявку. Комментируя применение закона на практике, Олег Харченко привел несколько конкретных примеров, когда при проведении конкурсов по линии администрации края нередко те или иные компании, в том числе страховые, отсекались по формальным признакам от участия в конкурсе, в результате чего их итоги вызывали недоумение общественности.
Продолжая разговор, Валерий Семенов отметил, что недостатки при проведении конкурсов, в самом деле, есть серьезные, но при этом добавил, что все конкурсы, проводимые по линии краевой власти, проходят в рамках действующего законодательства. Однако сказанное нисколько не утешило представителей бизнеса. Так, Галина Фролова, генеральный директор ООО МСК «Медика-Восток», рассказав о деятельности медицинских страховых компаний края по реализации национального проекта «Здоровье», добавила: «Страховые медицинские организации тоже ожидают проведения конкурса, и мы боимся, что по его итогам предпочтение будет отдано какой-либо одной компании», - заключила она.
Ольга Носкова, заместитель генерального директора СК «Возрождение – Кредит», обратила внимание собравшихся на то, что есть искусственные преграды, препятствующие участию в национальных проектах страховых компаний. Так, стандарты АИЖК, предполагают, что страховать ипотечные кредиты, согласно требованиям этого агентства, могут лишь компании, обладающие разветвленной филиальной сетью в четырех субъектах Российской Федерации и как минимум в пяти федеральных округах. В результате региональные компании от участия в страховании практически отсекаются. Имеются существенные искусственные барьеры и при отборе страховых компаний при проведении конкурсов на страхование сельскохозяйственных культур. «В прошлом году, насколько я знаю, в крае официально участвовали в конкурсе на право страхования урожая только две компании… Складывается впечатление, что условия конкурса писались под одну - две компании», - заключила Ольга Носкова.
Тема страхования сельскохозяйственных рисков прозвучала и в выступлении Надежды Викулиной, заместителя директора Красноярского филиала ОАО «Военно-страховая компания». В частности, она отметила, что сельские товаропроизводители при наступлении страхового случая часто не могут получить нормальную компенсацию при потере урожая, потому что страхуют его не по полному пакету.
КОРЕНЬ – В ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ
Проблема сравнительно невысокой платежеспособности населения прозвучала в выступлениях большинства банкиров и страховщиков. «Кредиты нужно возвращать, а вот платежеспособный спрос населения не так велик, - сказала заместитель председателя Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Октябрина Латыпова. - Многие предприятия до сего времени выдают заработную плату в конвертах. Но она никаким образом не учитывается банками, как источник дохода заемщика при выдаче кредита». «Анализ, который мы провели, показывает, что основная проблема – это платежеспособность нашего населения. И вторая проблема – стоимость жилья. Она у нас не падает, а растет», - подчеркнула Октябрина Латыпова. С подобными оценками были солидарны заместитель директора по розничному бизнесу Сибирского территориального управления – представительства ОАО АКБ «РОСБАНК» в г. Красноярске Виталий Коваленко и директор Красноярского филиала ОСАО «Ингосстрах» Сергей Шашко.
Ассия Белоногова, президент Енисейского объединенного банка, высказала мысль, что существенные средства сегодня законсервированы в Стабилизационном фонде. Часть этих средств, по ее мнению, можно использовать, направив через федеральные институты, то есть АИЖК и Российский банк развития на кредитование ипотеки, кредитование населения, малого бизнеса, но по ставкам кредитования, доступным населению и малому бизнесу. «Тогда наши банки смогли бы кредитовать бизнес и население по гораздо меньшей ставке, чем есть сегодня», - подчеркнула Ассия Белоногова.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сергей Качеров, управляющий Красноярским филиалом АКБ «Промсвязьбанк» предложил заняться разработкой механизмов по участию финансовых организаций в реализации национальных проектов. «Есть краевой координационный совет по банковской деятельности… Нужно поставить ему задачу по выработке конкретных механизмов с участием администрации края и банковских учреждений по реализации конкретных национальных проектов на территории Красноярского края. Существует Сибирская ассоциация страховщиков. Давайте дадим ей соответствующее задание». Это предложение Сергея Качерова было поддержано генеральным директором СК «Россгосстрах – Сибирь» Василием Ситниковым, Валерием Семеновым и другими.
«Необходимо проработать все вопросы, четко расписать по уровням власти, - сказал Вячеслав Новиков. - Что нужно бизнес-сообществу, я имею в виду страховые компании и банки, для того чтобы они могли более эффективно участвовать в реализации приоритетных национальных приоритетных проектов. После этого все рекомендации будут естественно проанализированы нами, Госдумой и Советом Федерации, и Законодательным собранием, и администрацией края, и в соответствии с этими рекомендациями можно будет говорить о каких-то конкретных шагах.
Дело за реализацией прозвучавших на круглом столе предложений.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
От редакции. Со стенограммой круглого стола, полным списком его участников и пресс-релизами некоторых компаний, принявших в участие в его работе можно ознакомиться на сайте газеты «Красноярский рабочий» www.krasrab.com во вторник, 13 июня, и персональном сайте ведущего круглого стола Владимира Пантелеева www.vpanteleev.narod.ru .